§ 2.1. СЕТЕВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ

В современных условиях, наряду с традиционными средствами политической коммуникации, все большее значение приобретают сетевые технологии, основанные на использовании возможностей, предоставленных международной глобальной сетью Интернет. У истоков создания и развития Интернета стояло американское Агентство по работе с перспективными исследовательскими проектами (Advanced Research Projects Agency – ARPA) при Министерстве обороны США. В 60-е годы после Карибского кризиса, когда Америка впервые столкнулась с угрозой ядерного удара, возникла идея создания новой системы связи «главным образом для достижения двух целей:

1. Создание распространенной коммуникационной сети для передачи данных, устойчивой к разрушениям отдельных ее элементов в условиях ядерной войны.

2. Создание коммуникационной сети взаимодействия для ученых, занятых в военных разработках для увеличения скорости обмена информацией и, таким образом, ускорения сроков разработок» [Григорьев, с. 295].

Этот проект под руководством APRA получил название APRANET. К концу 1969 года в первую сеть были соединены компьютеры четырех университетов, а в 1972 году она объединяла уже 23 компьютера. В этом же, 1972 году, была написана первая программа для обмена электронной почтой по сети [Беркгаут, Чадрин, с. 9-11]. Кроме того, на середину семидесятых годов пришлось время так называемой телекоммуникационной революции, основными чертами которой стали:

1) Появление новых систем передачи информации (оптические кабели и космические спутники связи);

2) Переход с аналогового сигнала на цифровой;

3) Появление новых устройств коммутации (электронные и оптоэлектронные переключатели);

4) Интеграция различных систем связи в единую сеть на цифровой основе [Воронина, с. 13].

Ярким примером эффективности новых информационных технологий является оптический кабель, на основе которого, в основном, построен Интернет и другие вычислительные сети. Дж. Нэсбитт с восхищением отмечал, что «всего лишь 70 фунтов такого кабеля могут передать такой же объем информации, что и одна тонна медного кабеля. Не менее важно и то, что для производства 70 фунтов волоконно-оптического кабеля требуется лишь 5% энергии, необходимой для производства одной тонны медного кабеля» [Нэсбитт, Эбурдин, с. 23]. Ресурсосберегающие, миниатюрные и информационноемкие средства накопления, обработки и передачи информации стали материальной основой новых информационных технологий.

Развитие Интернета прошло несколько последовательных стадий. На первом этапе созданием и развитием Интернета занимались научные учреждения, затем начинается коммерческое освоение, и, в конце концов, Интернет приобретает черты массового средства коммуникации, затрагивающего все сферы жизни общества, в том числе и сферу в политики. Привлечение коммерческих источников финансирования произошло в начале 90-х годов, то есть спустя 20 лет после создания первой компьютерной сети, и проявилось в виде феномена «интернет-лихорадки». Интернет-лихорадка начала 90-х годов ознаменовалась завышенными ожиданиями по отношению к Интернету как средству ведения бизнеса. Неоправданные инвестиции в отрасль интернет-коммерции оказались одной из основных причин последовавшего в 1997-1998 годах экономического кризиса [Дайсон, с. 103].

Тем не менее, массовое использование Интернета стало возможным благодаря нескольким факторам. Во-первых, как мы уже упоминали в первом параграфе, в начале 90-х годов удельный вес постиндустриальных отраслей в экономике развитых стран превзошел удельный вес традиционных отраслей. Во-вторых, Интернет приобрел графически привлекательный вид, удобный для большинства пользователей, так как в 1991 году была изобретена новая служба, получившая название «Всемирная паутина» (WWW), и ставшая наиболее распространенной службой Интернета, а в 1993 году появился первый удобный навигатор сети – «Mosaic», способный просматривать размещенные в сети документы [Тапскот, с. 26].

Таким образом, радикальное улучшение пользовательского интерфейса и рост постиндустриальных секторов экономики привели к тому, что Интернет и другие сетевые технологии в 90-х годах стали массовыми средствами коммуникации. Неудивительно, что именно к этому периоду времени, как уже отмечалось во введении, относятся первые опыты использования Интернета в качестве средства политической коммуникации.

Прежде чем непосредственно переходить к анализу использования Интернета и других сетевых технологий в качестве средства политической коммуникации, остановимся на некоторых важнейших характеристиках, делающих Сеть принципиально новой средой социальной коммуникации. С одной стороны, очевидно, что Интернет и другие сетевые технологии – это всего лишь «очередная историческая форма развития электронных средств массовой информации, появившаяся вслед за радио, телевидением, радио» [Вершинин, с. 75]. Как известно, все коммуникационные средства делятся на две большие группы: естественные (невербальные и вербальные) и искусственные (документальные и электронные). Интернет принадлежит к разряду искусственных и электронных, к которым, кроме него принадлежат телевидение и радио. Появление искусственных каналов коммуникации, постоянное увеличение их количества и усложнение технических способов передачи информации, а также падение роли естественных каналов можно считать зафиксированными историческими тенденциями. Основной причиной появления искусственных каналов коммуникации является растущая потребность людей в общении в условиях дифференцирующегося общества. Простейшая ситуация, требующая использования искусственного коммуникационного канала, связана с территориальной удаленностью участников коммуникационного процесса. В условиях информационного общества наибольшее значение имеют не расстояние, а сложность и объем передаваемой информации (чертежи, графики, программы, мультимедиа и т. п.) [Соколов А. В., Ч. 1., с. 198].

С другой стороны, Интернет и другие сетевые средства коммуникации, по мнению большинства ученых, существенно отличается от других электронных и традиционных средств массовой коммуникации [Вершинин, 2011, с. 76; Харрис, с. 414]. В них представлена новейшая модель коммуникации «многие-ко-многим». Если традиционные средства массовой информации, работавшие по принципу «один-ко-многим», были призваны оказывать влияние на пассивную массовую аудиторию, то теперь в Интернете легко реализуется новая модель, позволяющая пользователям активно высказывать собственное мнение и противодействовать влиянию однонаправленной коммуникации [Носик, 2003]. По мнению И. В. Успенского, Интернет радикально отличается от традиционных систем коммуникации, поскольку реализуется модель коммуникации «многие-ко-многим», в которой каждый абонент сети имеет возможность обращаться к другим отдельным абонентам или группам либо от своего имени, либо от имени группы» [Успенский, с. 78]. Вообще, в Интернете и других сетевых средствах коммуникации доступны несколько типов коммуникации:

1) Человек-компьютер;

2) Человек-человек;

3) Один человек-много людей;

4) Много людей-один человек;

5) Много людей-много людей.

Кроме многонаправленности коммуникативных процессов, Интернет и другие сетевые технологии обладают еще одной фундаментальной особенностью: он «помещает пользователей в интерактивную среду, где те становятся активными участниками коммуникационного процесса» [Чумиков, Бочаров, с. 47]. Рассматривая интерактивность, следует сказать, что – «это характеристика протекания процесса коммуникации, определяемая положением по отношению друг к другу коммуникационных сообщений, или, если говорить более точно, определяемая по отношению коммуникационного сообщения к предшествующим. Для интерактивного взаимодействия характерным является необходимость немедленной ответной реакции на приход сообщения или информации, и, плюс к этому, ответ должен находиться в контексте предшествующих сообщений» [Успенский, с. 82].

Таким образом, для среды Интернет интерактивность можно определить как способность «отвечать» пользователю, подобно некоторому лицу, участвующему в диалоге. Тем самым, интерактивность расширяет и дополняет представительские функции компьютера как участника диалога, способного оценить действия пользователя и отвечать в соответствии с этими оценками. Возвращаясь к основополагающей модели, лежащей в основе Интернета и других сетевых технологий, можно сказать, что интерактивность «воплощается уже не на уровне персонального общения через среду, а на уровне взаимодействия непосредственно с самой средой» [Успенский, с. 83].

Еще одной особенностью Интернета является то, что это не только новый канал коммуникации, но и место хранения информации, всемирный архив или общедоступная библиотека, выполняющая важнейшую функцию передачи социальной информации от поколения к поколению. Таким образом, Интернет является первым глобальным средством коммуникации и хранения данных одновременно. Это связано не только с техническими параметрами (подключение к глобальной сети на основе протокола TCP/IP), но и с феноменом новой социальной организации (точнее, самоорганизации). Поразительно, но Интернет никому не принадлежит, а его управлением занимаются общественные некоммерческие организации.

Другим преимуществом Интернета как источника информации является возможность нелинейного поиска [Успенский, с. 30-31]. Исследуя распространение новостей, связанных с попыткой импичментом президента США Б. Клинтона, американские ученые Д. Граббер и Б. Уайт доказали, что Интернет, по сравнению с традиционными СМИ, предлагает потребителям существенно более богатый выбор источников информирования и больший объем информации [Graber, 2001, p. 110]. Более того, Интернет предоставляет возможность легко сохранять полученные данные. Сидя за своим письменным столом, пользователи могут получить информацию практически по любому вопросу.

Итак, мы можем выделить несколько сущностных характеристик сетевой коммуникации:

- многонаправленность;

- интерактивность;

- гипертекстуальность;

- нелинейный поиск информации;

- самоорганизация;

- скорость распространение информации;

- неочевидный статус источника информации.

Как мы уже упоминали, большинство исследователей говорят об очевидной принципиальной новизне сетевой коммуникации. Вместе с тем, существуют и скептики. Так, на пример, немецкий политолог О. Яррен, признавая новые интерактивные возможности Интернета, тем не менее, уверен в том, что «коммуникация через Интернет не является чем-то принципиально новым в политической коммуникации» [Яррен, с. 130]. Аргументируя свое заявление, Яррен указывает, Интернет и другие сетевые технологии создает инфраструктуру для поддержания общения между индивидуумами, группами и сообществами в рамках определенных политических интересов и институтов. При этом он не отрицает того, что сетевая коммуникация обладает определенной спецификой по отношению к иным средствам политической коммуникации. Интерактивность, скорость, возможность малым группам и даже отдельным индивидуумам изложить свои политические взгляды. На наш взгляд, не стоит преувеличивать возможности сетевых технологий как средства политической коммуникации, но в то же самое время нельзя отрицать новые тренды, которые появились благодаря ним. Сетевые технологии, благодаря сочетанию всевозможных функций, включают в себя многие параметры предыдущих средств связи. На пример, такая характеристика, как эффект присутствия на телевидении [Багиров], проявляется при просмотре онлайн видео на YouTube или новостей на сайте BBC. Именно в сочетании всех возможных технологий делает новые сетевые коммуникации уникальным явлением. Домашние кинотеатры почти дублируют обычные кинотеатры, онлайн радио заменяет традиционные раидоточки, видеотрансляции позволяют смотреть телевизионные передачи и т. п. [Быков, Мажоров, Слуцкий, Филатова]

На наш взгляд, к вышеуказанным характеристикам сетевых коммуникаций следует добавить высокую степень изменчивости и динамичность их развития. На сегодняшний день принято выделять, как минимум, два этапа их развития. Условно они делятся на три этапа:

- исследовательский (до 90-х гг.);

- веб 1.0 (90-е гг.);

- веб 2.0 (первое десятилетие 21 века) [Быков, Филатова].

Известно, что основная заслуга в изобретении термина Веб 2.0 принадлежит американскому интернет-аналитику Т. О'Рейли, который с самого начала отметил, что «как многие важные концепции, Веб 2.0 не имеет четких границ. Это, скорее, центр притяжения. Вы можете представить себе Веб 2.0 как множество правил и практических решений. Они объединены в некое подобие солнечной системы, состоящей из узлов, каждый из которых построен с учетом некоторых или всех описанных правил и находится на определенной дистанции от центра» [О'Рейли]. Таким образом, по мысли Т. О'Рейли, Веб 2.0 не имеет краткого определения, но его можно описать как совокупность определенных правил и принципов [O'Reilly]. Первым принцип связан с использованием «Веб как платформы». Этот принцип означает, что новые технологии Веб 2.0 строятся не вокруг компьютерных программ, которые нужно устанавливать на компьютерах, а вокруг интернет-ресурсов. Использование интернет-ресурсов в качестве рабочей среды повышает эффективность групповой работы и обеспечивает повышенную мобильность работников. Отличным примером практического воплощения этого принципа выступает компания Google.

Второй принцип основан на привлечении к производственной и бизнес-деятельности, так называемого, «коллективного разума». Данный подход опирается на эффекте «умной толпы», которая выбирает наиболее перспективные и беспроигрышные с коммерческой точки зрения решения.

Управление знаниями и информацией выступает четвертым принципом Веб 2.0. По мнению Т. О'Рейли, каждой компании в современных условиях нужны автоматизированные систему управления знаниями, которые призваны повысить эффективность бизнес-процессов и в какой-то степени снизить зависимость от наемных специалистов.

Кроме того, Т. О'Рейли были отмечены тенденции изменения традиционного цикла разработки программного обеспечения, создания кроссплатформенных программных продуктов и появление «легких» моделей программирования. Все эти изменения в программировании привели к появлению гибких интернет-приложений, которые в большинстве случаев могут заменить традиционные инструменты. Так, например, в интернете появились реальные альтернативы практически всем консольным приложениям, будь-то офисные пакеты или программы видео-монтажа. Теперь совершенно необязательно устанавливать на компьютер программы, ими можно пользоваться в интернете.

И, наконец, последней характеристикой Веб 2.0 выступает доминирование «продвинутых пользователей». В отличие от 90-х гг., когда интернет был достаточно новым явлением, а технические решения еще не отличались простотой и интуитивно-понятным интерфейсом, в начале нового тысячелетия подавляющее большинство интернет-пользователей могут похвастаться длительной практикой работы в интернете и хорошими навыками работы с интернет-приложениями. Основные различия между Веб 1.0 и Веб 2.0 представлены ниже (табл. 1).

При всех кажущихся преимуществах технологий Веб 2.0 мы не можем не отметить и то, что у них есть недостатки. Среди них следует отметить зависимость от поставщика онлайн услуг, слабую приспособленность браузеров к сложным вычислениям, уязвимость конфиденциальных данных. В этом состоит обратная сторона медали расширения возможностей использования Интернета. Тем не менее, можно утверждать, что Веб 2.0 является наиболее перспективной из ныне существующих информационных сред. При правильном использовании Веб 2.0 позволяет эффективно и недорого решать коммуникативные проблемы практически в любой сфере. Правильное использование тождественно комплексному использованию, совмещению информационных возможностей Веб 2.0, традиционных СМИ и широкого спектра разнообразных PR-мероприятий.

 

Т а б л и ц а 1. Сравнение интернет-технологий, получивших развитие в рамках концепции Веб 1.0 и Веб 2.0

[Быков, Филатова]

Критерии сравнения

Веб 1.0

Веб 2.0

Основные сервисы

Электронная почта, статичный веб-сайт

Сайты на основе CMS, социальные сети, видео- и фото-хостинги

Новые сервисы

WWW, интернет-пейджеры

RSS, социальные сети, видео- и аудио-трансляции, IP-телефония

Скорость передачи данных

Невысокая (56 кб/с)

Высокая (от 512 кб/с и выше)

Основные каналы доступа к Интернету

Модемная связь, оптоволоконные кабели

Широкополосные каналы, мобильный доступ, Wi-Fi, ADSL

Основные источники контента

Коммерческие корпорации, СМИ, крупные общественные организации

Частные лица, группы единомышленников

Основной рекламный носитель

Баннер

Контекстная реклама и поведенческие технологии в баннерной рекламе

Модель коммуникации

Односторонняя

Двусторонняя симметричная